top of page

"Я не понимаю что я чувствую"

  • Фото автора: Михайло Бойченко
    Михайло Бойченко
  • 24 груд. 2021 р.
  • Читати 7 хв

ree

Те, кто только начинает практиковать медитацию, сталкиваются с одной очень распространенной проблемой.


Написал данную статью, чтобы ответить на ряд типичных вопросов и сомнений, которые возникают у людей, только начинающих свой путь в практике медитации.


☀️Те, кто только начинает практиковать медитацию, сталкиваются с одной очень распространенной проблемой. Описать ее можно приблизительно так: вы закрываете глаза, направляете внимание внутрь, а внутри темно и скучно; все психические процессы для вас кажутся размытыми, абстрактными, смутными и непонятными.

После выполнения даже самых простых техник, люди часто говорят: «я не понимаю что я чувствую», «я засыпаю», «я куда-то улетел». У человека появляется большое количество сомнений по поводу того опыта, который он получает в медитации.

❗️И это абсолютно нормальное явление. Хуже, если у человека не возникает никаких сомнений, и он начинает думать, что он чувствует. С точки зрения развития, это крайне неперспективная позиция.

Почему не стоит ждать, что вы сразу все будете чувствовать и ясно воспринимать все внутренние процессы?

☀️Есть несколько факторов, о которых важно знать всем, кто хочет освоить практику медитации и сделать ее помогающим инструментом в развитии благополучия, решении личных и деловых задач:

1. Внутренний мир познается постепенно, так же, как и внешний.

2. Жесткий мышечный панцирь, снижает чувствительность и восприимчивость.

3. Внимание, как инструмент самоисследования необходимо непрерывно развивать.


☀️Подробнее о каждом факторе:


✅#nbsp;Внутренние мир познается постепенно, так же, как и внешний.

Ни для кого из нас не составит труда взять в руки стул и переставить его с одного места на другое. Однако для только что появившегося на свет младенца невозможно даже увидеть этот стул. До 4 месяцев с момента рождения у нас нет пространственного восприятия, мы не можем видеть форму предметов и оценивать их пространственное расположение, а до двух месяцев мы не в состоянии даже различать цвета.

Когда мы закрываем глаза и впервые начинаем практику медитации, мы как младенцы. Наш внутренний мир кажется нам чем-то смутным, размытым и абстрактным. По-настоящему осознать эмоцию для нас такая же невыполнимая задача, как для новорожденного передвинуть стул.

Познавая окружающий мир, в раннем детстве мы играемся простыми игрушками: кубиками, пазлами, конструкторами. Таким образом мы исследуем простые свойства материальных объектов: цвет, форму, пространственное расположение, вес. В школе, изучаем базу естественных наук, учимся понимать законы, по которым функционирует материальный мир. В институте осваиваем профессию, получаем важные профессиональные навыки.

Во взрослой жизни создаем семью, развиваем различные проекты, строим бизнес. Процесс познания движется от простого к сложному.

Аналогичным образом мы познаем и внутренний мир.

Когда вы впервые приходите на занятия по медитации, вам даются очень простые техники. Наблюдение за дыханием, сканирование тела, предлагают осознавать поток своих мыслей. Эти техники помогают вам успокоить свое внимание, войти в контакт со своим телом, осознавая самые простые физические ощущения. Наблюдая за потоком мыслей, вы учитесь дифференцировать разные паттерны мышления, отдельные характеристики внутренних образов и звуков. Все эти навыки и опыт пригодятся вам для работы с более сложными объектами вашей психики, например с эмоциями.

В работе с эмоциями, нам уже нужно уметь различать разные характеристики ощущений, в первую очередь их интенсивность и глубину. Эмоции бывают грубыми и поверхностными, с ними связаны сильные соматические ощущения, большое количество физического дискомфорта и даже мышечные спазмы. Также эмоции бывают глубокими и почти неуловимыми, с такими эмоциями связаны тонкие ощущения, которые возможно воспринимать только после длительных тренировок. Осознанность к мысленному потоку, поможет вам легко распознавать запускающий механизм для каждой эмоции, который включают в себя эмоциональные триггеры. Иногда мимолетная мысль может существенно повлиять на наше состояние и соответственно изменить проживание всего потока событий в течении дня. Умение осознавать такого рода мысли - большой шаг в развитии способности управлять своим состоянием.

Пройдет еще много времени, прежде чем вы научитесь работать с деструктивными эмоциональными состояниями (проживать их и освобождать себя от них). К этому времени - понятие глубины внутреннего пространства уже не будет для вас абстрактной категорией, вы сможете чувствовать эту глубину и двигаться в нее своим вниманием.

Сознание и подсознание, сферы психической деятельности, ценности, мотивы, стереотипы, субличности, эмоции и чувства, трансперсональные состояния и многие другие аспекты психики со временем станут для вас привычными и понятными. И это будет не просто интеллектуальное знание из книг, это понимание будет основано на прямом постижении и глубоком опыте взаимодействия с этими аспектами.

Постепенно внутренние процессы начинают осознаваться с такой же ясностью и отчетливостью, с которой мы воспринимаем внешние объекты. Внутренний мир становится таким же понятным и привычным, как и внешний.


✅#nbsp;Мышечный панцирь, снижающий чувствительность нашего тела.

К зрелому возрасту наше тело накапливает большое количество напряжения и лишается чувствительности. Первым в западной науке, кто всерьез изучал эту проблему, был австрийский психолог Вильгельм Райх. Он назвал это напряжение «мышечным панцирем».

В детстве и подростковом возрасте мы обучаемся взаимодействовать с окружающим миром. В этот период жизни у нас формируются стратегии поведения и все основные эмоциональные автоматизмы.

Формирование автоматизмов выглядит приблизительно так:

Если ребенок проявляет «неподобающее» поведение, по мнению его мамы, она может останавливать его недовольным голосом, который сопровождается недовольным взглядом. Ребенок в этот момент пугается, этот страх сопровождается напряжением во всем теле. Когда похожая ситуация повторяется множество раз, напряжение в теле становится устойчивым, что снижает чувствительность ребенка к тому стрессу, который он испытывает. Далее маме придется повышать на него голос, усиливая на него воздействие, чтобы добиться от него «приемлемого» поведения. Затем в подростковом возрасте ребенок будет наталкиваться на похожее недовольство школьных учителей или сверстников, что будет закреплять стереотип и делать его еще более стабильным. Во взрослом возрасте человек будет очень болезненно реагировать, например, на недовольство или критику своего начальника.

У каждого из нас есть свой набор эмоциональных автоматизмов. Они определяют то, как мы себя ведем в тех или иных жизненных ситуациях. Например, как мы реагируем на критику, как мы справляемся со сложностями, какой делаем выбор и какие решения принимаем.

Таким образом телесное напряжение (мышечный панцирь) выполняет важные функции:

1. Зщитную. Снижая нашу чувствительность и восприимчивость, оно защищает нас от болезненных ощущений, связанных с деструктивными эмоциями и переживаниями.

2. Регулирующую. Оно является частью устойчивых эмоциональных стереотипов. Включает ту или иную телесную реакцию, как ответ на стрессовый стимул (триггер).

Когда мы начинаем практиковать медитацию мы даже не осознаем, что наше внимание оказывается в заточении всех этих напряжений.

Мы не можем чувствовать многие участки тела, нам трудно осознавать сложные внутренние процессы, так как тело буквально наполнено сдавленностью, тяжестью, сонливостью, скованностью. Что также для нас не очевидно, в силу той же сниженной чувствительности.

Проблема заключается еще и в том, что мышечный панцирь продолжает формироваться и во взрослой жизни. Если мы ничего с ним не делаем, напряжение нарастает, постепенно порождая различного рода психосоматические заболевания.

Освободиться от этого напряжения - непростая задача. Но вполне реальная и перспективная. Мышечный панцирь существует в тесной связке с эмоциональной и когнитивной сферами нашей психики. Мы не можем убрать это напряжения, просто пройдя курс массажа и даже выполняя регулярно специальные физические упражнения. Точно также от него сложно освободиться, просто сидя в медитации.

Начинающему практику часто приходиться потратить много времени, работая одновременно с соматической, когнитивной и эмоциональной сферами, совмещая работу с телом и работу в созерцательных упражнениях.

Таким образом важна целенаправленная работа с телесной скованностью и теми аспектами нашей психики, которые ее поддерживают. Такая работа постепенно снижает напряжение, восстанавливает нашу чувствительность и восприимчивость ко всему, что с нами происходит, как во внешнем мире, так и во внутреннем.

В перспективе это существенно улучшает качество нашей жизни.

Когда мы хорошо чувствуем свое тело, мы начинаем более внимательно и бережно к нему относится. Например, прием вредной пищи, недостаток сна, чрезмерная физическая нагрузка, порождают в теле дискомфортные ощущений. Осознавая эти ощущения, мы ясно понимаем, когда наносим себе вред и естественным образом отказываемся от вредоносных форм поведения и действий в отношении своего тела.

Кроме того, качество наших взаимоотношений сильно возрастает. Лучше чувствуя и понимая себя, мы также лучше чувствуем и понимаем окружающих нас людей. Мы становимся более чуткими и внимательными к состоянию окружающих, появляется основа для того, чтобы наше поведение стало менее грубым и эгоистичным. Это сильно меняет отношения с близкими, с партнерами по бизнесу, и с окружающими людьми в целом. Взаимоотношения становятся более глубокими и доверительными.

Мир наполняется бесчисленным количеством оттенков проживаемых нами состояний. Количество жизни в наших днях становится несоизмеримо больше.


✅#nbsp;Внимание, как инструмент самоисследования необходимо непрерывно развивать.

Ни один из существующих в западной науке методов исследования не исследует психику напрямую (кроме метода интроспекции в психологии, однако его многие справедливо признают ненаучным). Например, в нейропсихологии исследуют связь работы нашей нервной системы с определенными психическими функциями. При этом даже с помощью самых современных инструментов нейровизуализации, таких как КТ, МРТ, фМРТ, исследователи собирают данные об активности нашей нервной системы, но процессы внутри нашей психики не наблюдаются напрямую и судят о них лишь косвенно.

Однако в буддийской психологии, которая является источником всех основных техник современной светской практики медитации, сформировался созерцательный метод. В этом методе наш ум является одновременно и объектом исследования, и инструментом исследования.

Отличием созерцательного метода, от классического интроспективного в психологии заключается в том, что в рамках буддийской психологии существуют:

- четкие критерии, которым должен соответствовать ум, прежде чем он будет способен получать адекватную и ясную информацию о внутреннем мире;

- методы тренировки, которые помогают нашему уму стать по настоящему мощным инструментом самоисследования.

Тензин Гьяцо в своей книге «Вселенная в одном атоме» пишет об этом так: “Есть огромное различие между тем, что происходит во время медитативного созерцания в такой традиции, как буддизм, и самонаблюдения в обычном понимании этого слова. В контексте буддизма погружение в себя сопровождается укреплением дисциплины ума, поскольку осуществляется оно с учетом опасности крайнего субъективизма, проявляющегося в фантазиях и заблуждениях.

Укрепление внимательности в смысле повышения ее стабильности и ясности — совершенно необходимая предпосылка строгого самонаблюдения, подобно тому, как для изучения небесных тел необходим телескоп.

Точно также, как и в науке, здесь имеются протоколы наблюдений и особые процедуры, которые должен выполнять наблюдатель. Войдя в лабораторию, человек, не знакомый с наукой, не сможет понять, как использовать имеющиеся там приборы и в чем должен состоять результат наблюдения. Точно так же и человек с неподготовленным умом не сможет применить интроспективную фокусировку сознания на выбранном объекте и окажется не в состоянии определить, какой именно аспект ума подлежит в данный момент рассмотрению. Но человек с тренированным умом, подобно опытному ученому, знает, на чем именно следует сосредотачиваться, и способен правильно оценить результат наблюдения».

Таким образом пока наш ум не тренирован, мы не способны адекватно и ясно воспринимать то, что происходит у нас внутри, однако по мере тренировок эта возможность повышается.

Простыми словами можно сказать, что внимание новичка воспринимает психику, как обыватель воспринимает космос глядя в звездное небо.

Тренированное внимание опытного практика, является мощным инструментом интроспективного исследования. Такое внимание уже можно сравнить с телескопом Хаббл, который позволяет увидеть то, что для обывателя смотрящего в небо увидеть просто невозможно.


☀️Подводя итог, можно сказать, что абсолютно нормально, если вы сразу не осознаете свое эмоциональное состояние с высокой степенью ясности, не чувствуете тело в каких-то зонах и не можете достичь внутренней тишины, стабильности и покоя.

Работая с мышечным и эмоциональным напряжением, тренируя свой ум и приобретая опыт взаимодействия с объектами вашей психики, внутренний мир постепенно раскрывается перед нами во всей своей полноте.

 
 
 
bottom of page